Практика
Построение графиков с использованием компонента gl.ocx

:: Меню ::
:: На главную ::
:: FAQ ::
:: Заметки ::
:: Практика ::
:: Win API ::
:: Проекты ::
:: Скачать ::
:: Секреты ::
:: Ссылки ::

:: Сервис ::
:: Написать ::

:: MVP ::

:: RSS ::

Яндекс.Метрика


Что делать, если ваше приложение должно строить графики? Можно все сделать самостоятельно, а можно воспользоваться готовыми решениями (сторонними компонентами). Сегодня поговорим о втором способе, а именно, о компоненте gl.ocx, который является частью пакета MathCad. Этот компонент обладает большим количеством настроек: освещение, туман, внешний вид, перспектива и т.д., и способен украсить любую вашу программу.

Если MathCad у вас установлен, запускаем Delphi, заходим в Component -> Import ActiveX Control и выбираем Mathsoft 3-D Plot module (Version x.x), где x.x - версия компонента (у меня 8.6). Если MathCad'а у вас нет, то скачиваем этот компонент из интернета (например, в конце данной статьи). В этом случае вам еще понадобятся библиотеки EfiUtils.dll, UIUtil.dll, VSFC90.dll (они также включены в архив в конце статьи). Переписываем эти файлы в отдельный каталог, заходим в Component -> Import ActiveX Control и нажимаем кнопку "Add...". Находим gl.ocx и нажимаем "Install...". Компонент установится на вкладку ActiveX, и будет называться OpenGL.

TOpenGL способен отображать 2D и 3D графики, а в качестве данных должен передаваться одномерный или двухмерный массив типа OleVariant соответственно. Начнем с простого и нарисуем синусоиду.

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
const
  Start = -pi;
  Finish = pi;
  Step = 50;
var
  Diagram: OleVariant;
  i: integer;
begin
   Diagram := VarArrayCreate( [0,Step], varDouble );
   for i := 0 to Step do
      Diagram[i] := sin( Start + ( Finish - Start ) / Step * i );
   OpenGL1.RemoveSurfaces;
   OpenGL1.AddSurface( Diagram );
end;

Для TOpenGL, заполненный массив представляет собой поверхность, которую нужно нарисовать, причем одновременно может быть отображено несколько таких поверхностей. Просто создаем несколько массивов OleVariant, заполняем их, и добавляем к списку поверхностей, которые должны быть построены, используя функцию AddSurface. RemoveSurfaces полностью отчищает этот список.

Теперь посмотрим, как строится 3D график, на примере функции Cos(Sqrt(X*X+Y*Y)).

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
var
  Diagram: OleVariant;
  i, j: integer;
  k: integer; 
begin
   k := 36;
   Diagram := VarArrayCreate( [0,k,0,k], varDouble );
   for i := 0 to k do
      for j := 0 to k do
         Diagram[i,j] := Cos( Sqrt( ( i-k/2 ) * ( i-k/2 ) + ( j-k/2 ) * ( j-k/2 ) ) );
   OpenGL1.RemoveSurfaces;
   OpenGL1.AddSurface( Diagram );
end;

Теперь поговорим о распространении приложений, использующих этот компонент. Не факт, что у пользователя, установившего вашу программу, установлен MathCad. Следовательно, вместе с приложением придется распространять следующие файлы: gl.ocx, EfiUtils.dll, UIUtil.dll, VSFC90.dll. Помимо этого следует помнить, что gl.ocx необходимо зарегистрировать в системе.

Если вы будете распространять свое приложение в архиве, вам самим придется позаботиться о регистрации компонента. Для этого в системе имеется штатная утилита regsvr32. Регистрация выполняется следующим образом: "regsvr32 c:\путь к файлу\gl.ocx". Обратное действие выполняется так: "regsvr32 /u c:\путь к файлу\gl.ocx". Разумеется, путь к файлу должен быть реальный.

Если вы будете распространять свое приложение в виде инсталляционного пакета, то заботу о регистрации компонента можно возложить на него. Например, если вы делаете инсталлятор в CreateInstall, то на вкладке "Мастер" выберите "Регистрировать", и добавьте gl.ocx к списку файлов, которые нужно зарегистрировать. А для Inno Setup это может выглядеть примерно так:

[Setup]
AppName=MathSoft 3-D plot module
AppVerName=MathSoft 3-D plot module 8.0
AppCopyright=MathSoft, Inc
DefaultDirName={sys}

[Files]
Source: "C:\distr\ActiveX\UiUtil.dll"; DestDir: "{sys}"
Source: "C:\distr\ActiveX\EfiUtils.dll"; DestDir: "{sys}"
Source: "C:\distr\ActiveX\VSFC90.dll"; DestDir: "{sys}"
Source: "C:\distr\ActiveX\gl.ocx"; DestDir: "{sys}"; Flags: regserver

Прилагаемый к статье пример отлично работает в Delphi 6, а вот в Delphi 7 и выше все на так хорошо, как хотелось бы. Там, вместо координатных осей и графика, рисуется сплошной черный квадрат (точь в точь как у Малевича!). Решение проблемы найти удалось, а вот объяснить его смогли бы разве что только разработчики компонента. Фон поверхности, на которой расположен компонент (например, поверхность формы), не должен быть окрашен в системные цвета, а именно такой цвет (clBtnFace) имеют по умолчанию все стандартные компоненты. Достаточно изменить цвет на clWhite, clYellow, clSkyBlue или любой другой не системный цвет, и компонент начинает вести себя как ему и положено. Да, ни в коем случае не включайте двойную буферизацию, кроме черного квадрата ничего не увидите!

На сегодня это все. Удачи в программировании.

.: Пример к данной статье :.
.: gl.ocx и необходимые библиотеки :.


При использовании материала - ссылка на сайт обязательна